Данное структурное подразделение было основано в 1965 году в качестве учебного отдела. В 2017 году отдел получил статус Управления организации и координации учебного процесса, расширился круг его деятельности. Руководителями коллектива в разные периоды были Н.Ожиганов, В.Кузнецов, Р.Магдеев, В.Москаленко, В.Гурьянов, Ш.Кобилов, Н.Мухаммадиев, А.Таджиев и А.Пардиев.
Управление выполняет такие задачи, как организация и контроль учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, обобщение, анализ деятельности в сфере образования, осуществляемой кафедрами и другими высшими учебными заведениями, внедрение в учебный процесс эффективных форм и методов обучения, координация всей деятельности по методическому обеспечению учебного процесса, внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий и современных средств обучения, передового положительного опыта органов внутренних дел; повышение профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава; осуществление и координация сотрудничества с другими ведомственными и гражданскими высшими учебными заведениями по учебной и методической работе.
Основные функции управления:
планирование учебного процесса;
составление рабочего учебного плана, годового графика учебного плана, основанного на государственных образовательных стандартах и типовых учебных программах;
разработка и контроль за составлением расписания учебных занятий, проведением вступительных экзаменов и итоговой государственной аттестации, проведением открытых и показательных занятий;
разработка и согласование проектов нормативных документов (правил инструкций, приказов и т. д.), регламентирующих учебный процесс;
анализ успеваемости и посещаемости учебных занятий курсантами и слушателями;
организация и совершенствование образовательного процесса, реализация мер по стимулированию работы профессорско-преподавательского состава;
разработка планов и графиков контроля учебного процесса, обеспечение их реализации;
разработка мер по анализу состояния и результатов педагогического контроля и совершенствованию деятельности;
рациональное распределение аудиторного фонда;
координация учебно-методической работы кафедр, ее анализ по итогам учебного года;
анализ распределения учебной нагрузки преподавательского состава на кафедрах, составление общего отчета об академической нагрузке по учебному году;
систематический контроль за деятельностью учебно-методических кабинетов кафедр;
организация учебно-методических совещаний, конференций и семинаров, учебно-методической деятельности кафедр в сотрудничестве с другими структурными подразделениями;
обеспечение внедрения результатов исследований в учебный процесс на основе новейших инновационных педагогических технологий, методов, новых форм и средств обучения, применение передового опыта в сфере привлечения практических работников органов внутренних дел к педагогической деятельности;
изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;
проведение открытых занятий, тестовых экзаменов, осуществление педагогического контроля на кафедрах и циклах;
изучение мнения курсантов и слушателей о состоянии учебного процесса и педагогической деятельности преподавательского состава, организация их творческой самостоятельной работы.
В настоящее время в управлении функционируют два подразделения и одна группа. Основной задачей отдела является реализация в учебном процессе действующих учебных планов, решений Учёного совета, указаний руководства Академии, организация разработки новых учебных планов, составление расписаний учебной нагрузки, проведения промежуточного и итогового контроля, а также расписания проведения Итоговой государственной аттестации, составление плана основных организационных мероприятий на учебный год, планов педагогического контроля, взаимопосещений, общеакадемических открытых занятий.
Задачей отдела мониторинга учебного процесса является сбор сведений о посещаемости и успеваемости курсантов и слушателей, их анализ и контроль, осуществление деятельности по организации работы комиссий по государственной аттестации, обеспечение выполнения учебного плана, эффективной организации занятий по самоподготовке, доведение указаний руководства Академии до профессорско-преподавательского состава и курсантов.
Группа анализа учебного процесса проводит системный анализ и прогнозирование образовательно-воспитательной деятельности, осуществляет устранение имеющихся проблем и недостатков, разработку предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, разработку комплекса управленческих решений по обеспечению эффективности служебной деятельности, организацию контроля и комплексной проверки деятельности структурных подразделений, разработку мер по устранению причин и условий, негативно влияющих на учебно-воспитательный процесс.